Тогда в 96-м я наведывался в Касли из палаточного лагеря на озере Аракуль не так часто, как в Вишнёвогорск. А всё потому, что до Каслей было гораздо дальше, чем до Вишнёвогорска. Ездить в эти города мне приходилось не по собственной воле. Я был этаким посыльным, который принимал заказы на всякие ништячки, типа сникерсов, юпи и херши-колы. Деткам же надо было как-то тратить родительские деньги. Палаточного лагеря и гречки с тушёнкой им было маловато.
Касли я не узнал. Оно и не удивительно. Всё-таки 20 лет прошло. Единственное, что нас интересовало, было так или иначе связано со знаменитым каслинским литьём. Оказалось, что купить его можно было в двух местах: в музее художественного литья и на выезде из города (так нам, во всяком случае сказала женщина в музее).
Оказалось, что сам музей, найти было не так-то просто. Навигатор привёл на ул. Советская, 38. Там находилась самая обычная "хрущёвка" с аптекой и продуктовым магазином на первом этаже. В аптеке было необычно. В очереди обнаружился человек в плавках, на которого никто не реагировал. Да и как тут реагировать?! Ну жарко человеку. Как такое не понять.
В аптеке и на улице все опрошенные отправляли куда-то в сторону военкомата. Говорили, что музей где-то там. Пришлось ехать почти наугад. Это помогло. Да и как можно заблудиться в таком маленьком городе?
Нас встретила женщина сильно утомлённая жарой, поскольку в здании ничего, кроме вентиляторов, для борьбы с этой напастью не имелось. Она из последних сил продала нам билеты (взрослый - 130, детский - 80, вроде, я не уверен) и прошла вместе с нами в зал, следить за тем, чтобы мы не трогали экспонаты. В основной и единственный зал вёл коридор, с которого и начиналась выставка.
В этом коридоре было много разных вещей, но все они никак не были связаны с каслинским литьём. Всё больше с кинематографом. Тут и старые снимки были, и газетные вырезки, и всё, что осталось от старого кинопроектора. Литьё в коридоре тоже присутствовало, но это были новоделы на продажу.
В основном и единственном зале собрали всё самое крутое, что когда-либо производил каслинский завод. Всё, что способно вызвать гордость за то, что такое в нашей стране когда-то делали. Помнится раньше, моё представление о каслинском литье ограничивалось весьма неподробной фигуркой лежащей собаки. Оказалось, что каслинские мастера творили настоящие шедевры. Больше всего восхитили статуэтки, в которых было запечатлено движение, действие, сюжет, начало и продолжение которого можно было дофантазировать самому.
Мы разошлись во мнении, стоит такая выставка 130 рублей или нет. Мне понравилось и, если бы не скучающий средненький сын, я бы там ещё походил.
Было решено срочно затариться продуктами, пообедать и двинуть-таки на Аракуль. Обнаруженные столовые оказались заперты, тратить время на поиски других общепитов не хотелось, поэтому мы отправились в местный продуктовый мини-маркет. Практически во всех магазинах есть продукция фирмы "Ариант". Они производят всё, от вкусных лимонадов по старым советстким рецептам, до нежнейших сливочных сосисок.
Понабрав всего этого добра, я отправился на кассу и ко всему тому, что было в корзине, попросил сигарет. Кассирша была просто потрясающая. Не знаю, это мне так повезло или она всегда такая. Протягивая мне пачку, она сказала: "вот ваша сосочка". Причём сказала это беззлобно и без осуждения, но с небольшим чувством превосходства. Это мне чем-то напомнило повальную борьбу с курением в штатах. Если вы курите на улице, возле вас обязательно остановятся 2-3 человека, которые прочитают небольшую лекцию о вреде курения.
Потом кассирша стала пробивать остальной товар. Делала она это не с помощью пикающего сканера, а вручную. Это заняло чуть больше времени, чем обычно, но она делала это так виртуозно, что наблюдать за ней было одно удовольствие. Закончив, она сказала: "Таак... Ну и сколько я вам тут нашлёпала?" Короче, классная.
В какой-то момент средненький сын Филипп заявил, что хочет в туалет. Да не просто, а по большому. В торговом центре, в котором мы находились, нам наотрез отказались предоставить доступ к единственному туалету, предназначенному исключительно для сотрудников. Некоторые из этих сотрудников даже сделали удивлённое лицо: "туалет?! Какой туалет?! Боюсь, что такого у нас нет". Как будто ссут и срут они исключительно в себя.
В соседнем торговом центре милая женщина, посмотрев на страдальческое лицо Филиппа, в обстановке строжайшей секретности сообщила о местонахождении заветной туалетной комнаты где-то в недрах здания и посоветовала сильно не светится. На выходе из туалета нас поджидал недовольный сотрудник, который, видимо, не привык к тому, что этим заведением может пользоваться кто-то ещё.
В общем, с туалетами в Каслях всё плохо. Частенько приходилось видеть агитационные материалы с лицом Владимира Бурматова, который идёт в думу от Челябинской области, видимо. Настоятельно рекомендую Владимиру обратить внимание на туалетный вопрос в Каслях. Жители и гости города оценят, если вопрос будет решён в ближайшее время.
Про то, как мы добирались до Аракуля напишу завтра.