djsvoloch (djsvoloch) wrote,
djsvoloch
djsvoloch

Category:

Культурный эфир

Оригинал взят у lissa_zharkevna в Культурный эфир
В поисках тюменского радио-тренда
 
Целый ряд тюменских радиопроектов родились в ноябре. В преддверии различных больших дат мы задались целью понять, какие из радиостанций – по-настоящему содержательные и культурные в высоком смысле этого слова? 
 
Радио – это не только источник музыкальной информации, но и площадка для общения, средство преодоления одиночества – в экзистенциальном смысле. Безусловно, радиостанций много, но большинство их коммерциализированы, потакают примитивным вкусам платежеспособных граждан и заточены под сбор денег. Такие чаще всего отличаются несамостоятельным вещанием, спущенными сверху рейтингами и деревянным либо развязным стилем поведения ведущих. И тут позвольте поворчать - где в эфире прячутся яркие личности, где появляются по-настоящему содержательные передачи? Почему радиобизнес развивается таким образом, что их приходится искать днем с огнем? Неужели надо смириться с тем, что свободный рынок поглощает свободу слова и мысли?
Ответы на эти вопросы попытались дать три важных персоны тюменского радио.
Анатолий Мокроусов – гендиректор «Радио-7» - долгожителя тюменского эфира. 24 ноября этой станции соединяющей функции информационной, разговорной и музыкальной, исполнится 15 лет. А их дочернему молодежному радио «Априори», родившемуся перед самым экономическим кризисом – шесть лет. Анатолий Петрович сам ведет эфиры и воспитывает новых ведущих. Радиофраза: «Главное — не изображать в эфире «федералов», не копировать их манеру общения с аудиторией. Мы говорим на своем, «тюменском языке», чтобы существовать с людьми на одном нерве».
Андрей Павлычев
Фотограф. Звукорежиссер. Один из учредителей легендарного радио «Диполь-Патруль». Сейчас ее названием пользуется молодой проект «Диполь ФМ», не имеющий отношения к первому тюменскому радио, начавшему работу в ноябре 1992 года. Потом оно вошло в состав «ТРТР-студии». Костяк ушел, сама частота пережила долгую агонию и выходила в виде тюменских вставок в эфир радио «Эхо Москвы». Радиофраза: «Мы каждый раз изобретали в нашем эфире велосипед. Это был период невероятной свободы. Больше так интересно не будет». 
Валерий Чупин
Пришел на радио из музейной среды. Историк, краевед, при этом человек высокой музыкальной культуры. В 2010 году его идею создания радио для музыки XX века неожиданно поддержал частный учредитель. Валерий Александрович стал худруком «музейного» радиоэфира, с уклоном в просветительскую музыкальную деятельность. За гармоничную атмосферу его эфир ценит не только стар, но и млад. Радиофраза: «Музыкальное наследие России и Запада нельзя назвать словом «ретро». Эта музыка не состарилась и имеет большой потенциал воздействия – в том числе на молодых людей».
 
Семейное радио
В эфире «Радио-7» - не только музыка. Здесь много передач на злобу дня, к примеру, посвященных оптимизации городских маршрутов, контрактных передач с областными, муниципальными структурами, тематических эфиров с департаментами, банками, представителями бизнеса, образования и так далее. Радиостанция не стремится завоевать статус развлекательной, не ориентируется на определенный возраст и социальную категорию, горделиво заявляя: «Мы работаем для всех». При оттенке местечковости и расплывчатом позиционировании это радио пользуется популярностью у людей с активной жизненной позицией, не гонящихся за модой. Его не слушают в автомобилях, потому что оно требует включенного внимания. Его любят на особую теплую семейную атмосферу и интерес к информационным потребностям горожан. По нашему мнению, ему впору звание «культурное радио». Директор уточняет: «Да, мы не опускаемся на низкий культурный уровень в своем общении со слушателем. Но культура – понятие многозначное. Это и Стас Михайлов, и Денис Мацуев. Вы какую культуру имеете в виду?» Понятно, что в передаче по заказу здесь могут поставить и композиции первого, и второго музыканта, но не об этом речь. Для нас «Радио-7» - это скорее положительный пример того, как можно создавать радио с творческим наполнением и при этом оставаться на плаву уже 15 лет.  
Стратегия всеядности «Радио-7» показывает, что наполнять эфир рафинированными культурными передачами – это нерентабельно. Анатолий Мокроусов полемизирует: «Каково место культурного радио в городе, мы знаем из истории прихода в тюменский эфир радиостанции с одноименным названием. «Радио «Культура» очень недолго прожило на выделенной частоте, ответив на все опросы о востребованности высокой культуры». Чужой опыт показал, как легко потерять местную аудиторию, если стать рафинированными. В Тюмени это самоубийственно. «При этом за рубежом три процента прибыли считается для бизнеса успешным. У нас – только 100 процентов может оправдать существование проекта. Для нас радио – это не способ «срубить бабок». Мы на каждые 50 копеек зарабатываем 53 и этим счастливы, не гоняясь за сверхприбылью. Реклама работает, мы развиваемся». Разговор заканчивается на позитивной ноте: «Сейчас всем радиостанциям надо вспомнить, что они не дешевый придаток к шоу-бизнесу, а средство массовой информации, и даже массовой коммуникации. Мы все эти годы об этом не забывали. И наше время еще впереди».
 
Прародина свободного эфира
Сегодня в Тюмени на каждого слушающего – по радиостанции, на каждого видящего – по фотоаппарату, на каждого умеющего читать – по изданию, любит говорить Андрей Павлычев. А в 1992 году, когда появилось радио «Диполь-патруль», было только молчание в эфире и бездна творческих возможностей. У истоков первого тюменского радио стояли три нынешних «СМИ-богатыря» Михаил Коллегов, Евгений Дроздинский, Игорь Емельянов. Оно вещало круглосуточно и было гораздо (вынуждено) «изобретать велосипед», по формулировке его радиоредактора Андрея Павлычева. Опытным путем пришли к формированию плейлистов, делали джинглы, используя цитаты из популярных фильмов. Каждый ведущий был личностью, ярким образом. Эфиры Оли Беленькой были нежны, ночные включения Наташи Глубокочерной или Элен Париж нагоняли нуара и служили также психотерапевтический службой – позвонить-то было больше некому в целом городе. Радио проводило общегородские марафоны, само сочиняло правила общения с рекламодателями, став прибыльным делом. Процветал бартер от кооперативов, - рассчитывались в том числе доставкой еды. Хотя поначалу о заработках речи не шло, люди трудились на энтузиазме. Через первое радио прошли многие сегодняшние деятели эфира, Сергей Сабуров, Игорь Политов, Тимур Шквал. Там перебывали фактически все интересные городские персонажи – философы, поэты, врачеватели. Радио служило источником музыкальных хитов, благодаря прямым доставкам с Горбушки и даже из-за рубежа. Все они на следующее утро, в записи, с ажиотажем раскупались в магазине «Солитэкс». При всем своем уникальном творческом опыте Андрей скорее не пошел бы на радио сегодня, пережив одну радио-смерть от перехода на коммерческое вещание. Сегодня от радио веет форматностью: «Очень скучно, когда музыка и правила общения со слушателем диктуются сверху, учредителями. Создать что-то свое – у нас просто некому, отсутствует институт радиопродюсеров, которые бы продвигали новые идеи».    
 
 
Миссия выполнима?
 
Появившись в тюменском радиоэфире в апреле 2010 года, «Радио Победы» оказалось в тренде. Название его звучит исторично, радиоэфир призван вылечить от уныния, агрессии, разобщенности, становясь победой каждого отдельного радиослушателя над конъюнктурой времени.
Эта социальная терапия предназначена не только для старшего и среднего поколения, склонного к ностальгии по времени, когда небо было ярче, а песни – лучше. Самое интересное: по отзывам, молодежь слушает «РП» взахлеб, при том, что для нее песни Шарля Азнавура или Джины Лолобриджиды никакое не ретро – они просто никогда этого не слушали, но им очень понравилось. Уютная, гармоничная и интеллектуальная атмосфера радиоэфира действует на самых разных людей как магнит.
Культурная миссия «РП» дает свои плоды. «На сайте и по почте пишут: «Я опять пою, смотрю на звезды, я опять добра и уравновешена. Рождение нашего радио – это реальная победа. Я так рада».
Вопрос Валерию Чупину: «У вас есть формат?» - «Нет. Это слишком жесткое понятие, чтобы мы его применяли. Мы выбираем музыку, исходя из собственного внутреннего чутья. По-моему, нет плохих жанров, но есть безликое исполнение. Лично мне интересно разыскать во всяком музыкальном материале – личность, чтобы за человеком читалась судьба, переживание, богатое содержание».
При всем том радио не становится пока рентабельным проектом. Маркетологам трудно доказать, что это радио «не для стариков» и что оно может приносить реальную отдачу. Хотя попробовать стоит, поверив в силу воздействия отдельно взятого культурного проекта. Что остается радиостанции: изменить формат в угоду всеядной публике, тихо кануть в историю или существовать засчет неравнодушных к культуре людей? Время покажет. 


Tags: ПП, друзья, радива, семёрка
Subscribe

  • (no subject)

    В субботу внезапно прервал свой негласный марафон ежедневного писания в жж. Весь январь мне удавалось это делать. Когда ставишь перед собой такую…

  • Рукопожатие

    Этот пост можно было бы запросто назвать "Урок на всю жизнь - 2", но я за разнообразие. Мне было лет 5 или 6 и отец учил меня,…

  • Мама

    У мамы сегодня день рождения. Хорошо, что получилось приехать и поздравить её. Потому что в прошлом году, например, не получилось. Точно не помню,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments