В поисках тюменского радио-тренда
Целый ряд тюменских радиопроектов родились в ноябре. В преддверии различных больших дат мы задались целью понять, какие из радиостанций – по-настоящему содержательные и культурные в высоком смысле этого слова?
Радио – это не только источник музыкальной информации, но и площадка для общения, средство преодоления одиночества – в экзистенциальном смысле. Безусловно, радиостанций много, но большинство их коммерциализированы, потакают примитивным вкусам платежеспособных граждан и заточены под сбор денег. Такие чаще всего отличаются несамостоятельным вещанием, спущенными сверху рейтингами и деревянным либо развязным стилем поведения ведущих. И тут позвольте поворчать - где в эфире прячутся яркие личности, где появляются по-настоящему содержательные передачи? Почему радиобизнес развивается таким образом, что их приходится искать днем с огнем? Неужели надо смириться с тем, что свободный рынок поглощает свободу слова и мысли?
Ответы на эти вопросы попытались дать три важных персоны тюменского радио.
Анатолий Мокроусов – гендиректор «Радио-7» - долгожителя тюменского эфира. 24 ноября этой станции соединяющей функции информационной, разговорной и музыкальной, исполнится 15 лет. А их дочернему молодежному радио «Априори», родившемуся перед самым экономическим кризисом – шесть лет. Анатолий Петрович сам ведет эфиры и воспитывает новых ведущих. Радиофраза: «Главное — не изображать в эфире «федералов», не копировать их манеру общения с аудиторией. Мы говорим на своем, «тюменском языке», чтобы существовать с людьми на одном нерве».
Андрей Павлычев
Фотограф. Звукорежиссер. Один из учредителей легендарного радио «Диполь-Патруль». Сейчас ее названием пользуется молодой проект «Диполь ФМ», не имеющий отношения к первому тюменскому радио, начавшему работу в ноябре 1992 года. Потом оно вошло в состав «ТРТР-студии». Костяк ушел, сама частота пережила долгую агонию и выходила в виде тюменских вставок в эфир радио «Эхо Москвы». Радиофраза: «Мы каждый раз изобретали в нашем эфире велосипед. Это был период невероятной свободы. Больше так интересно не будет».
Валерий Чупин
Пришел на радио из музейной среды. Историк, краевед, при этом человек высокой музыкальной культуры. В 2010 году его идею создания радио для музыки XX века неожиданно поддержал частный учредитель. Валерий Александрович стал худруком «музейного» радиоэфира, с уклоном в просветительскую музыкальную деятельность. За гармоничную атмосферу его эфир ценит не только стар, но и млад. Радиофраза: «Музыкальное наследие России и Запада нельзя назвать словом «ретро». Эта музыка не состарилась и имеет большой потенциал воздействия – в том числе на молодых людей».
Семейное радио
В эфире «Радио-7» - не только музыка. Здесь много передач на злобу дня, к примеру, посвященных оптимизации городских маршрутов, контрактных передач с областными, муниципальными структурами, тематических эфиров с департаментами, банками, представителями бизнеса, образования и так далее. Радиостанция не стремится завоевать статус развлекательной, не ориентируется на определенный возраст и социальную категорию, горделиво заявляя: «Мы работаем для всех». При оттенке местечковости и расплывчатом позиционировании это радио пользуется популярностью у людей с активной жизненной позицией, не гонящихся за модой. Его не слушают в автомобилях, потому что оно требует включенного внимания. Его любят на особую теплую семейную атмосферу и интерес к информационным потребностям горожан. По нашему мнению, ему впору звание «культурное радио». Директор уточняет: «Да, мы не опускаемся на низкий культурный уровень в своем общении со слушателем. Но культура – понятие многозначное. Это и Стас Михайлов, и Денис Мацуев. Вы какую культуру имеете в виду?» Понятно, что в передаче по заказу здесь могут поставить и композиции первого, и второго музыканта, но не об этом речь. Для нас «Радио-7» - это скорее положительный пример того, как можно создавать радио с творческим наполнением и при этом оставаться на плаву уже 15 лет.
Стратегия всеядности «Радио-7» показывает, что наполнять эфир рафинированными культурными передачами – это нерентабельно. Анатолий Мокроусов полемизирует: «Каково место культурного радио в городе, мы знаем из истории прихода в тюменский эфир радиостанции с одноименным названием. «Радио «Культура» очень недолго прожило на выделенной частоте, ответив на все опросы о востребованности высокой культуры». Чужой опыт показал, как легко потерять местную аудиторию, если стать рафинированными. В Тюмени это самоубийственно. «При этом за рубежом три процента прибыли считается для бизнеса успешным. У нас – только 100 процентов может оправдать существование проекта. Для нас радио – это не способ «срубить бабок». Мы на каждые 50 копеек зарабатываем 53 и этим счастливы, не гоняясь за сверхприбылью. Реклама работает, мы развиваемся». Разговор заканчивается на позитивной ноте: «Сейчас всем радиостанциям надо вспомнить, что они не дешевый придаток к шоу-бизнесу, а средство массовой информации, и даже массовой коммуникации. Мы все эти годы об этом не забывали. И наше время еще впереди».
Прародина свободного эфира
Сегодня в Тюмени на каждого слушающего – по радиостанции, на каждого видящего – по фотоаппарату, на каждого умеющего читать – по изданию, любит говорить Андрей Павлычев. А в 1992 году, когда появилось радио «Диполь-патруль», было только молчание в эфире и бездна творческих возможностей. У истоков первого тюменского радио стояли три нынешних «СМИ-богатыря» Михаил Коллегов, Евгений Дроздинский, Игорь Емельянов. Оно вещало круглосуточно и было гораздо (вынуждено) «изобретать велосипед», по формулировке его радиоредактора Андрея Павлычева. Опытным путем пришли к формированию плейлистов, делали джинглы, используя цитаты из популярных фильмов. Каждый ведущий был личностью, ярким образом. Эфиры Оли Беленькой были нежны, ночные включения Наташи Глубокочерной или Элен Париж нагоняли нуара и служили также психотерапевтический службой – позвонить-то было больше некому в целом городе. Радио проводило общегородские марафоны, само сочиняло правила общения с рекламодателями, став прибыльным делом. Процветал бартер от кооперативов, - рассчитывались в том числе доставкой еды. Хотя поначалу о заработках речи не шло, люди трудились на энтузиазме. Через первое радио прошли многие сегодняшние деятели эфира, Сергей Сабуров, Игорь Политов, Тимур Шквал. Там перебывали фактически все интересные городские персонажи – философы, поэты, врачеватели. Радио служило источником музыкальных хитов, благодаря прямым доставкам с Горбушки и даже из-за рубежа. Все они на следующее утро, в записи, с ажиотажем раскупались в магазине «Солитэкс». При всем своем уникальном творческом опыте Андрей скорее не пошел бы на радио сегодня, пережив одну радио-смерть от перехода на коммерческое вещание. Сегодня от радио веет форматностью: «Очень скучно, когда музыка и правила общения со слушателем диктуются сверху, учредителями. Создать что-то свое – у нас просто некому, отсутствует институт радиопродюсеров, которые бы продвигали новые идеи».
Миссия выполнима?
Появившись в тюменском радиоэфире в апреле 2010 года, «Радио Победы» оказалось в тренде. Название его звучит исторично, радиоэфир призван вылечить от уныния, агрессии, разобщенности, становясь победой каждого отдельного радиослушателя над конъюнктурой времени.
Эта социальная терапия предназначена не только для старшего и среднего поколения, склонного к ностальгии по времени, когда небо было ярче, а песни – лучше. Самое интересное: по отзывам, молодежь слушает «РП» взахлеб, при том, что для нее песни Шарля Азнавура или Джины Лолобриджиды никакое не ретро – они просто никогда этого не слушали, но им очень понравилось. Уютная, гармоничная и интеллектуальная атмосфера радиоэфира действует на самых разных людей как магнит.
Культурная миссия «РП» дает свои плоды. «На сайте и по почте пишут: «Я опять пою, смотрю на звезды, я опять добра и уравновешена. Рождение нашего радио – это реальная победа. Я так рада».
Вопрос Валерию Чупину: «У вас есть формат?» - «Нет. Это слишком жесткое понятие, чтобы мы его применяли. Мы выбираем музыку, исходя из собственного внутреннего чутья. По-моему, нет плохих жанров, но есть безликое исполнение. Лично мне интересно разыскать во всяком музыкальном материале – личность, чтобы за человеком читалась судьба, переживание, богатое содержание».
При всем том радио не становится пока рентабельным проектом. Маркетологам трудно доказать, что это радио «не для стариков» и что оно может приносить реальную отдачу. Хотя попробовать стоит, поверив в силу воздействия отдельно взятого культурного проекта. Что остается радиостанции: изменить формат в угоду всеядной публике, тихо кануть в историю или существовать засчет неравнодушных к культуре людей? Время покажет.
Целый ряд тюменских радиопроектов родились в ноябре. В преддверии различных больших дат мы задались целью понять, какие из радиостанций – по-настоящему содержательные и культурные в высоком смысле этого слова?
Радио – это не только источник музыкальной информации, но и площадка для общения, средство преодоления одиночества – в экзистенциальном смысле. Безусловно, радиостанций много, но большинство их коммерциализированы, потакают примитивным вкусам платежеспособных граждан и заточены под сбор денег. Такие чаще всего отличаются несамостоятельным вещанием, спущенными сверху рейтингами и деревянным либо развязным стилем поведения ведущих. И тут позвольте поворчать - где в эфире прячутся яркие личности, где появляются по-настоящему содержательные передачи? Почему радиобизнес развивается таким образом, что их приходится искать днем с огнем? Неужели надо смириться с тем, что свободный рынок поглощает свободу слова и мысли?
Ответы на эти вопросы попытались дать три важных персоны тюменского радио.
Анатолий Мокроусов – гендиректор «Радио-7» - долгожителя тюменского эфира. 24 ноября этой станции соединяющей функции информационной, разговорной и музыкальной, исполнится 15 лет. А их дочернему молодежному радио «Априори», родившемуся перед самым экономическим кризисом – шесть лет. Анатолий Петрович сам ведет эфиры и воспитывает новых ведущих. Радиофраза: «Главное — не изображать в эфире «федералов», не копировать их манеру общения с аудиторией. Мы говорим на своем, «тюменском языке», чтобы существовать с людьми на одном нерве».
Андрей Павлычев
Фотограф. Звукорежиссер. Один из учредителей легендарного радио «Диполь-Патруль». Сейчас ее названием пользуется молодой проект «Диполь ФМ», не имеющий отношения к первому тюменскому радио, начавшему работу в ноябре 1992 года. Потом оно вошло в состав «ТРТР-студии». Костяк ушел, сама частота пережила долгую агонию и выходила в виде тюменских вставок в эфир радио «Эхо Москвы». Радиофраза: «Мы каждый раз изобретали в нашем эфире велосипед. Это был период невероятной свободы. Больше так интересно не будет».
Валерий Чупин
Пришел на радио из музейной среды. Историк, краевед, при этом человек высокой музыкальной культуры. В 2010 году его идею создания радио для музыки XX века неожиданно поддержал частный учредитель. Валерий Александрович стал худруком «музейного» радиоэфира, с уклоном в просветительскую музыкальную деятельность. За гармоничную атмосферу его эфир ценит не только стар, но и млад. Радиофраза: «Музыкальное наследие России и Запада нельзя назвать словом «ретро». Эта музыка не состарилась и имеет большой потенциал воздействия – в том числе на молодых людей».
Семейное радио
В эфире «Радио-7» - не только музыка. Здесь много передач на злобу дня, к примеру, посвященных оптимизации городских маршрутов, контрактных передач с областными, муниципальными структурами, тематических эфиров с департаментами, банками, представителями бизнеса, образования и так далее. Радиостанция не стремится завоевать статус развлекательной, не ориентируется на определенный возраст и социальную категорию, горделиво заявляя: «Мы работаем для всех». При оттенке местечковости и расплывчатом позиционировании это радио пользуется популярностью у людей с активной жизненной позицией, не гонящихся за модой. Его не слушают в автомобилях, потому что оно требует включенного внимания. Его любят на особую теплую семейную атмосферу и интерес к информационным потребностям горожан. По нашему мнению, ему впору звание «культурное радио». Директор уточняет: «Да, мы не опускаемся на низкий культурный уровень в своем общении со слушателем. Но культура – понятие многозначное. Это и Стас Михайлов, и Денис Мацуев. Вы какую культуру имеете в виду?» Понятно, что в передаче по заказу здесь могут поставить и композиции первого, и второго музыканта, но не об этом речь. Для нас «Радио-7» - это скорее положительный пример того, как можно создавать радио с творческим наполнением и при этом оставаться на плаву уже 15 лет.
Стратегия всеядности «Радио-7» показывает, что наполнять эфир рафинированными культурными передачами – это нерентабельно. Анатолий Мокроусов полемизирует: «Каково место культурного радио в городе, мы знаем из истории прихода в тюменский эфир радиостанции с одноименным названием. «Радио «Культура» очень недолго прожило на выделенной частоте, ответив на все опросы о востребованности высокой культуры». Чужой опыт показал, как легко потерять местную аудиторию, если стать рафинированными. В Тюмени это самоубийственно. «При этом за рубежом три процента прибыли считается для бизнеса успешным. У нас – только 100 процентов может оправдать существование проекта. Для нас радио – это не способ «срубить бабок». Мы на каждые 50 копеек зарабатываем 53 и этим счастливы, не гоняясь за сверхприбылью. Реклама работает, мы развиваемся». Разговор заканчивается на позитивной ноте: «Сейчас всем радиостанциям надо вспомнить, что они не дешевый придаток к шоу-бизнесу, а средство массовой информации, и даже массовой коммуникации. Мы все эти годы об этом не забывали. И наше время еще впереди».
Прародина свободного эфира
Сегодня в Тюмени на каждого слушающего – по радиостанции, на каждого видящего – по фотоаппарату, на каждого умеющего читать – по изданию, любит говорить Андрей Павлычев. А в 1992 году, когда появилось радио «Диполь-патруль», было только молчание в эфире и бездна творческих возможностей. У истоков первого тюменского радио стояли три нынешних «СМИ-богатыря» Михаил Коллегов, Евгений Дроздинский, Игорь Емельянов. Оно вещало круглосуточно и было гораздо (вынуждено) «изобретать велосипед», по формулировке его радиоредактора Андрея Павлычева. Опытным путем пришли к формированию плейлистов, делали джинглы, используя цитаты из популярных фильмов. Каждый ведущий был личностью, ярким образом. Эфиры Оли Беленькой были нежны, ночные включения Наташи Глубокочерной или Элен Париж нагоняли нуара и служили также психотерапевтический службой – позвонить-то было больше некому в целом городе. Радио проводило общегородские марафоны, само сочиняло правила общения с рекламодателями, став прибыльным делом. Процветал бартер от кооперативов, - рассчитывались в том числе доставкой еды. Хотя поначалу о заработках речи не шло, люди трудились на энтузиазме. Через первое радио прошли многие сегодняшние деятели эфира, Сергей Сабуров, Игорь Политов, Тимур Шквал. Там перебывали фактически все интересные городские персонажи – философы, поэты, врачеватели. Радио служило источником музыкальных хитов, благодаря прямым доставкам с Горбушки и даже из-за рубежа. Все они на следующее утро, в записи, с ажиотажем раскупались в магазине «Солитэкс». При всем своем уникальном творческом опыте Андрей скорее не пошел бы на радио сегодня, пережив одну радио-смерть от перехода на коммерческое вещание. Сегодня от радио веет форматностью: «Очень скучно, когда музыка и правила общения со слушателем диктуются сверху, учредителями. Создать что-то свое – у нас просто некому, отсутствует институт радиопродюсеров, которые бы продвигали новые идеи».
Миссия выполнима?
Появившись в тюменском радиоэфире в апреле 2010 года, «Радио Победы» оказалось в тренде. Название его звучит исторично, радиоэфир призван вылечить от уныния, агрессии, разобщенности, становясь победой каждого отдельного радиослушателя над конъюнктурой времени.
Эта социальная терапия предназначена не только для старшего и среднего поколения, склонного к ностальгии по времени, когда небо было ярче, а песни – лучше. Самое интересное: по отзывам, молодежь слушает «РП» взахлеб, при том, что для нее песни Шарля Азнавура или Джины Лолобриджиды никакое не ретро – они просто никогда этого не слушали, но им очень понравилось. Уютная, гармоничная и интеллектуальная атмосфера радиоэфира действует на самых разных людей как магнит.
Культурная миссия «РП» дает свои плоды. «На сайте и по почте пишут: «Я опять пою, смотрю на звезды, я опять добра и уравновешена. Рождение нашего радио – это реальная победа. Я так рада».
Вопрос Валерию Чупину: «У вас есть формат?» - «Нет. Это слишком жесткое понятие, чтобы мы его применяли. Мы выбираем музыку, исходя из собственного внутреннего чутья. По-моему, нет плохих жанров, но есть безликое исполнение. Лично мне интересно разыскать во всяком музыкальном материале – личность, чтобы за человеком читалась судьба, переживание, богатое содержание».
При всем том радио не становится пока рентабельным проектом. Маркетологам трудно доказать, что это радио «не для стариков» и что оно может приносить реальную отдачу. Хотя попробовать стоит, поверив в силу воздействия отдельно взятого культурного проекта. Что остается радиостанции: изменить формат в угоду всеядной публике, тихо кануть в историю или существовать засчет неравнодушных к культуре людей? Время покажет.